Архитектура Ирана, Афганистана и Средней Азии

Среди стран, завоеванных халифатом, Иран, Афганистан и Средняя Азия представляли собой наиболее мощные очаги самостоятельного развития архитектуры. Уже в IX в. эти страны отделяются от Багдадского халифата. В IX — X вв. Иран и Афганистан частично вошли в состав цветущего государства среднеазиатской династии Саманидов, а затем стали частью Сельджукской (XI—XII вв.) и Монгольской (XIII—XIV вв.) империй.

В первое время исламизации Ирана здесь, как и в Сирии, широко использовались под культовые здания домусульманские храмы. Среди них следует выделить небольшие открытые купольные сооружения на квадратном основании — киоски, и перекрытые цилиндрическим сводом айваны. В глубине их у глухой стены устанавливался михраб, и часто к этим сооружениям примыкали колонные залы и галереи. На основе сочетания сводчатых и купольных помещений с колоннами сложился тип культового здания, в котором ведущими композиционными элементами стали айваны и купольные залы.

Соборная мечеть в Исфахане, начало строительства которой относится к IX в., — один из лучших образцов этого типа. В сложном комплексе помещений (размеры по осям 170 на 140 м) пространство внутреннего двора с двумя четко выявленными перпендикулярными осями приобрело объединяющее значение. Оси закреплены четырьмя айванами и куполом главного зала перед михрабом. Малый купольный зал мечети Гомбеде-Хаки (XI в.) — одно из совершенных произведений иранского зодчества. Он отличается тектонической логикой, ясными и гармоничными пропорциями, Три яруса стрельчатых арок и ниш образуют целостную систему в соответствии с конструктивной задачей — распределить нагрузки от круглого основания купола на четверик. Арки сводят квадрат основания к 16-граннику, равномерно воспринимающему силы распора купола.

Четырехайванная схема мечети с внутренним двором получила широкое развитие при строительстве культовых зданий и в ряде случаев в композиции гражданских построек (караван-сараи, медресе). Купольная структура явилась основой создания мавзрлеев. Вершина развития купольных зданий Ирана — мавзолей Олджейту Хода-бенде в Султании (1305 г.). Выложенное из кирпича здание состоит из восьмиугольного купольного зала с поперечником 24,5 м. Купол имеет две тонкие кирпичные оболочки, связанные между собой продольными и, поперечными ребрами. Распор купола на подпружных арках преобразуется в распор, приходящийся на углы здания. Для обеспечения устойчивости угловых массивов они были дополнительно нагружены тяжестью минаретов. Верхняя часть — галерея с продольными цилиндрическими сводами — представляет своеобразную систему «аркбутанов», подпирающих купол со всех сторон у его основания.

Архитектура Средней Азии своими истоками уходит глубоко в доарабский период.

Традиции возведения сводчато-купольных сооружений в значительной
степени подготовили достижения зодчества периода Саманидов (IX— X вв.) — династии местных феодалов, ставшей, по существу, независимой от халифата. Были освоены также строительные приемы Ирана, частично присоединенного к государству Саманидов. В монументальных постройках распространился обожженный кирпич на ганчевом растворе целиком в кладке или в сочетании с сырцовым кирпичом. Он использовался и как материал для перекрытий и облицовки. Развилась орнаментальная кладка из обожженного кирпича.

Мавзолей Саманидов в Бухаре (IX—X вв.) имеет кубообразный купольный объем (в плане 10X10 м) с одинаковыми со всех сторон фасадами. Он монументален и вместе с тем отличается легкостью и гармонией, ясной тектоникой и соразмерной с человеком масштабностью. Крупные формы сочетаются с тонким сплошным узором орнаментальной кладки. Рисунок орнамента в зависимости от элементов здания разнообразился, что позволило подчеркнуть структурные особенности здания, Художественное совершенство кладки придало всей композиции мавзолея особую тектоническую выразительность, основанную на органической связи конструкции и декора.

Объёмно-пространственная и конструктивная структура мавзолея Саманидов во многом определила дальнейшее развитие купольных зданий: мавзолеев, мечетей и др. В некоторых случаях на основной оси акцентировался портал входа, сильно выросший в размерах и приобретающий значение главного элемента композиции (мавзолей Араб-ата в селении Тим, 977 г.). Такой портал — пештак стал в среднеазиатской архитектуре характерным элементом, используемым в зданиях различного назначения.

Мавзолей Санджара в Мерве (ХП в.) —- одно из крупнейших сооружений. Он состоит из массивного четверика стен размером снаружи 27 на 27 м и галереи двойного купола на восьмигранном барабане (внутренний диаметр купола 17 м). Общая высота мавзолея была около 40 м. В уровне галереи ее поперечные стенки, подобно контрфорсам, упираются в барабан, способствуя передаче распора от купола на стены. По мере подъема купол облегчается и расчленяется в верхней части на две оболочки. В интерьере купол зрительно облегчен декоративными нервюрами. Снаружи гладкие стены четверика контрастируют с пластически разработанным верхом — куполом и галереей.

В мечетях основу здания также составлял купольный зал на квадратном основании (мечеть Талхатан-баба близ Мерва, XI в). В строившихся при мечетях, минаретах, как и в самих мечетях, широко использовалась орнаментальная кладка.

Хорошо сохранившийся минарет Калян в Бухаре (1127 г,) высотой более 45 м выложен орнаментальной кладкой поясами геометрических узоров. Его монолитный, сужающийся кверху столп, простоявший 850 лет и выдержавший многочисленные землетрясения, может считаться выдающимся произведением инженерного искусства.

Среди крупных общественных зданий следует выделить медресе и караван-сараи, сходные по планировке в виде застроенного по периметру внутреннего двора. Караван-сарай в Рабат-и-Малик (XI в.) отличался монументальностью, Выделялись пештак, круглый минарет и стена с полуцилиндрическими «гофрами», придававшими зданию мощь и монументальность. Стены выложена из сырца, облицовка — из обожженного кирпича. Отдельные пояса, членения и детали украшены узорами из орнаментальной кладки.

В начале XIII в. развитие архитектуры Средней Азии было прервано монгольским нашествием. Новый подъем начался в XIV в. и достиг своей вершины в конце XIV —начале XV в., когда монгольский хан Тимур, подчинив себе земли других соседних феодалов, создал сильное среднеазиатское государство со столицей в Самарканде.

В XIV—XV в.в. монументальные здания и комплексы приобрели особенно крупные размеры. Появилась тенденция к общему обогащению форм и их обильному декорированию. Резная терракота, использовавшаяся в отделке зданий еще в предыдущий период, получила широкое применение. Стены и своды покрывались майоликой, изразцовой мозаикой различных тонов и глазурованной терракотой. Широкое распространение получили сталактитовые паруса и орнаментация куполов, поверхность которых часто делалась ребристой. Благодаря чрезмерной декоративности во многих случаях была нарушена присущая предыдущим периодам органическая связь декора с конструктивными формами.

Всего голосов: 419