Теория поколений

Многими исследованиями показано, что степень выраженности различных черт личности, таких как, например, лояльность к организации, различна в разных поколениях.

Согласно теории поколений, важные исторические события и социальные изменения влияют на ценности, взгляды, убеждения и наклонности людей. Травматические эпизоды (войны, террористические акты) создают отдаленные эффекты, которые отражаются на психике людей в течение долгого времени. Любые отличия между поколениями, таким образом, приписываются возрасту.

Точное разделение поколений невозможно, т.к. сама теория зародилась на Западе и имела свои исторические периоды, использующиеся для разделения поколений. Достаточно вспомнить, что период экономического подъема в одних странах совпадал с периодами упадка в других. Кроме того, следует учитывать культурные различия стран. Глубоких исследований по теме поколений в контексте российской действительности вообще не проводилось. Поколение X в России формально совпадает с «поколением пепси». С поколением Y в России тоже не все так просто, т.к. появление компьютеров, Интернета и прочих технических новинок в нашей стране (особенно в регионах) произошло намного позже, чем в других странах. До сих пор приобщение к всемирной сети идет неравномерно, отличаясь от региона к региону.
Каждое поколение имеет твердое убеждение, что другие поколения существенно отличаются от них самих. Послушав специалистов, можно заключить, что поколение Y представляет собой чуть ли не новый вид людей. Есть масса статей, книг и интервью, посвященных исключительно пониманию поколений X и Y: как привлечь, как удержать, как мотивировать.

Согласно теории поколений, в частности, поколение Y отличается дерзостью, избалованностью, эгоцентричностью, нетерпеливостью, нарциссизмом и отсутствием лояльности.

Руководители персонала из поколения Y сами относятся к поколению X или BB (беби-бумер). У них возникает иллюзия, что они не могут понять, как привлечь иное поколение. Такое мышление о поколении Y неверно, потому что оно основано на ошибочном предположении, что, основываясь только на одном описании, можно успешно управлять массой людей.

Конечно, люди, рожденные в одно и то же время, имеют сходство. Но в любой семье, где два и более ребенка, родители вам скажут, что они не похожи друг на друга. Из непохожих детей в дальнейшем вырастают непохожие друг на друга взрослые. Во временной динамике личностные различия станут еще более явными. Семейные ценности, особенности культур – это те переменные, которые могут вносить радикальные коррективы в теорию поколений. К тому же, алкоголики, наркоманы, лентяи, психопаты и люди с низким интеллектом во все времена выглядят совершенно одинаково.

У соискателей, знакомых с модными на сегодняшний день теориями, может формироваться паразитическая установка (причем это не редкость) - "Я из поколения Z – ищите ко мне подход!». Важно вовремя распознавать у персонала реальные признаки принадлежности к определенному поколению и надуманные с целью получения каких-то особых выгод.

Конечно, «маркировка» людей согласно любой теории имеет свою привлекательность. Гораздо легче делать широкие обобщения, чем смотреть на сложный характер личностных различий, и то, как они были сформированы природой, воспитанием и жизненным опытом. Определив персонал как «поколение Y или Z» менеджеры думают, что они нашли простой и безошибочный инструмент понимания людей и управления ими. На самом деле, то, что они действительно сделали, это отдалили себя от управления и понимания. Вместо того чтобы потратить чуть больше времени на то, чтобы выяснить, кем являются их молодые сотрудники на самом деле, менеджмент просто предполагает, что то, что нужно компании, это то, что хочет «поколение Z».

Конечно, теория поколений – это прекрасная, работающая теория. Ее обязательно нужно учитывать, но она не является определяющей при подборе и мотивации персонала. Она служит скорее контекстом для анализа личностной индивидуальности.
Из всего вышесказанного следует вывод, что теория поколений применима:
- к развитым регионам;
- к развитым индивидуумам;
- к интеллектоемким отраслям, вакансиям и процессам.

Часто в примерах, описывающих применение теории поколений, приводят компанию Google и ее офисы, в которых можно жить, спать, лежать в гамаках, играть в любые игры, танцевать на шесте, рисовать на стенах и т.п. Якобы все эти особенности дизайна созданы исключительно для благ поколения Y и Z. Как и ненормированный рабочий день и кофе-брейк в любое время. Но это не так. Причина подхода Google к функционалу офисов утилитарна. Некоторые виды деятельности требуют чрезвычайно много креатива. В обыденном состоянии человек не способен «выдавать на гора» ежедневно, с 9 до 18 часов, из года в год тонны креатива.

Постоянно придумывающему что-то сотруднику нужна внешняя стимуляция – образы, цвета, музыка, перевернутое пространство, макро- и микромиры, и даже параллельная вселенная. Наберите в поисковике «дом архитектора» и оцените пространство, которым окружают сами себя и за свой счет архитекторы из поколения X и «беби-бумеров», не работающие, что примечательно, в Google. Там тоже можно встретить гамаки, потайные мансарды с книжными полками под окном, на которых они спят, перевернутые кабинки с пуфиками под потолком и даже ударные установки. Внешняя стимуляция нужна представителям любых творческих профессий – писателям, режиссерам, архитекторам, дизайнерам. А веб-разработчик – это одна из самых популярных творческих профессий сегодня.

Тот факт, что компании стали более активно предлагать баланс работы и жизни не говорит о том, что это делается специально для поколения Y. Все хотят этого баланса, и разные поколения хотят его одинаково. Безразличие к балансу жизни и работы отмечается только у тех, у кого нет личной жизни и увлечений.
Считается, что поколения Y и Z нуждаются в командной работе. Да, возможно, молодые сотрудники более ориентированы на общение. И все же любой рабочий коллектив – это сообщество людей. Некоторые люди чувствительны к дефициту общения, а некоторые легко обходятся без коллег, и так было всегда.

«Поколение Y больше работает в многозадачном режиме, чем другие поколения» - это тоже миф. За последнее время выросло число профессий, где часта многозадачность. Особенно многозадачность возрастает в периоды финансовых кризисов, а в России – это национальная норма. В большом количестве требуются универсальные сотрудники, способные заменить секретаря, продавца, бухгалтера и уборщицу. Поколение Y легко соглашается на такие условия и только.

В то же время, некоторые доказанные особенности нового поколения существуют. Например, нарциссизм - склонность преувеличивать свою компетенцию, интеллект, привлекательность, уникальность, особенность и право на эксклюзивные привилегии. Когда все эти качества кем-то подвергаются сомнению, представители нового поколения гневаются. Кроме того, нарциссизм сочетается с неблагоприятными особенностями поведения – предвзятостью, агрессией, враждебностью (Baumeister, 1998).

Лояльность к организации у нового поколения низкая. Наблюдается даже цинизм по отношению к лояльности. По сравнению с предыдущими поколениями, рабочая среда воспринимается только как средство для реализации потребностей, без идеализации.
Молодое поколение лидеров, как правило, демонстрирует более энергичный стиль, стремление добиваться всего немедленно. Старшее поколение лидеров в противовес демонстрирует взвешенный подход.

И, конечно, новые поколения знамениты своим отношением к работе как к игре с перерывами на социальные сети. Компании, которые ранее ограничивали доступ к социальным сетям, сегодня заново его открывают. Потому что оказалось, что открытый доступ к сетям связан с понятием «доверия» к персоналу и напрямую влияет на сокращение доводов в пользу увольнения.

Допуская игры на работе, вы создаете некий психологический контракт с вашими сотрудниками: «Я доверяю вам, вы поступите правильно, и я буду оценивать вас только по итогам работы». Ваши сотрудники по достоинству оценят свободу, которую вы даете им. В этом суть теории Y Дугласа Макгрегора: стиль управления основывается на предположении, что работники могут иметь внутренние стимулы и осуществлять самоконтроль и самоуправление. Но все эти «поблажки» не распространяются, разумеется, на персонал магазинов бытовой техники или медицинских учреждений. Такие «допинги» нужны творческим специалистам и только.
Люди тратят огромное количество своего свободного времени на формирование социальных и профессиональных связей в Интернете. Такое количество энергии можно направить в правильное русло, чтобы увеличить вовлеченность сотрудников. Можно, например, поручить такому увлеченному сотруднику разработку вирусных роликов для медиамаркетинга, поддержания корпоративной культуры. В конце концов, он может поработать и на отдел кадров – создавать привлекательный имидж компании в дополнение к своим основным обязанностям.

Что еще характерно для молодого поколения – это общая низкая культура воспитания. К сожалению, в своей основной массе молодое поколение никак не укладывается в теорию Y Дугласа Макгрегора… В перспективе общая культура будет только падать. В качестве примера приведу школу: если раньше учителю начальной школы было достаточно громко что-то сказать, чтобы его слушали, то сегодня у многих учителей для привлечения внимания учеников есть … свистки. Хотелось бы верить, что в старших классах их не сменят электрошокеры.

Так есть ли реальные различия между поколениями? Конечно, всегда есть различия между поколениями, но они гораздо меньше и гораздо менее значительны, чем это можно себе представить. Доминирующие социальные ценности и методы воспитания детей гораздо важнее.

В отличие от поколения X, игреки относятся к родителям с бóльшим пиететом, они более уверены в себе, независимы и менее почтительны к власти. Так что не удивительно, что они считают, что имеют некое право на хорошую работу. Кроме того, они менее терпимы к неприятным моментам и условиям работы, в том числе к мелочному контролю со стороны начальников. Они не будут мириться с вещами, которые их старшие коллеги терпели бы. Молодое поколение имеет гораздо более высокие ожидания в отношении того, как с ними следует обращаться.
И все же, смена поколений происходит очень быстро: пройдет всего 10-15 лет – и у поколения Z уже семья, ипотека, долги. И вот они уже жалуются на следующее поколение N с гедонистическими наклонностями.

Всего голосов: 328