Архитектура стран Азии

На обширной территории южной и юго-восточной Азии в средние века развивалась самобытная культура различных стран, своими истоками уходящая в рабовладельческие государства. Наиболее мощными ее очагами были крупнейшие государства — Индия и Китай, обладавшие древней культурой, развивавшиеся почти одновременно, оказывавшие влияние на развитие сопредельных стран. В результате сложились две основные группы стран с известной общностью культурного развития: южноазиатские страны — Индия, Цейлон, Индонезия, Непал, Камбоджа, Бирма, Таиланд, Лаос, отчасти Вьетнам и страны Дальнего Востока — Китай, Япония, Корея, Монголия.

Феодальные отношения в этих странах сложились в основном в первые века н. э. (в Индии к IV—V вв., в Китае — к III в.; в Японии — к IV в,). Огромное значение в формировании идеологии восточного феодализма имело распространение буддизма. Зародившись в Индии в VI в до н. э., эта религия распространилась в Китай и другие страны, Установление феодализма в Китае, а впоследствии в Корее и Японии, и распространение буддизма способствовало оживленному общению между этими странами. В самой Индии наиболее жизнеспособной оказалась религия индуизма, возникшего к началу эры на основе соединения догматов древней религии брахманизма и буддизма.

Культовые сооружения в странах южной и юго-восточной Азии были ведущим типом монументального строительства. Следует выделить ступы — массивные сооружения для хранения религиозных реликвий без развитого внутреннего пространства, открытого для доступа молящихся, храмы — здания, где помещаются статуи будды — открытые для осмотра и поклонения, монастырские комплексы, включающие ряд культовых зданий и сооружений, и др. Распространенным типом культовой архитектуры в период раннего средневековья были пещерные храмы. Жилище, строившееся в основном из дерева, отличались многообразием типов, связанных с национальным бытом и местными традициями.

Общей особенностью природных ресурсов большинства рассматриваемых стран было обилие леса. Дерево различных пород (тик, сал, кедр, красное дерево, черное дерево, бабур, сандаловое дерево, дуб, сосна, пальма и др.), а также многие виды бамбука широко использовались в строительстве в соответствии с их прочностью, весом, влагоустойчивостью, гибкостью, декоративными возможностями. На их основе были разработаны разнообразные стоечно-балочные системы, а также каркасные арочные конструкции.

В строительстве из кирпича и камня, отличительная черта — почти полное отсутствие (за исключением Бирмы) клинчатых арок и сводов. Основное место заняли стоечно-балочные системы и ложные своды. Лишь со времен завоевания Северной Индии и Декана

Как общую черту следует также отметить консервативность в развитии конструктивных систем, связанную с характерной для буддизма канонизацией архитектурных типов.

Строительные приемы Индии и других стран южной Азии имеют общие черты и местные особенности. В строительстве культовых зданий преобладают долговечные материалы — камень и обожженный кирпич. В некоторых странах (Камбодже и Таиланде) получили распространение смешанные каменно-деревянные конструкции храмов и дворцов (несущие элементы — из кирпича и  камня, а перекрытия и крыши — из дерева). Основными строительными материалами массового строительства издавна служили дерево и обожженный кирпич. Строительство из тесаного камня начало распространяться в I—VII вв. (Индия).

В III—X вв. в Индии широко велось строительство скальных храмов — пещерных и монолитных. Первые создавались как зальные помещения внутри скалы; вторые — отдельно стоящие здания, полностью вырубленные из горного монолита. (Избранная глыба сначала уменьшалась до габаритов храма, вырубалось пространство вокруг нее, затем высекали внешнею форму и интерьер).

Тесаный камень в виде прямоугольных квадратов применялся в строительстве уникальных зданий. Использовалась также смешанная кладка из различных пород камня и камня с кирпичом. Соединение тщательно пригнанных друг к другу камней осуществлялось при помощи металлических штырей или деревянных клиньев. Квадры укладывались насухо или на илистом растворе; известь применялась редко. Внешние грани, часто покрывавшиеся скульптурой, обрабатывались до их укладки на место. Фундаменты обычно выкладывались из кирпича.

В индийских постройках обожженный кирпич на илистом растворе использовался не только в качестве основного материала стен, но и как заполнитель деревянного каркаса. Кирпич широко применялся в гидротехнических сооружениях (плотины, резервуары и др.), где в качестве гидроизоляции использовался битум. Наряду с обожженным кирпичом в северной Индии получил распространение сырец.

В Индии (возможно и в других странах) существовали трактаты, предписывающие строительные правила. Так, руководство по архитектуре «Вашту-шастра» содержит сведения о сооружениях различного назначение и включает огромное число технических правил и предписаний. В них содержатся сведения и о самом массовом в древности виде строительства — деревянном, не сохранившемся до нашего времени.

Форма сводов и арок достигались напуском горизонтальных рядов кладки. Грани камней часто стесывались в соответствии с формой свода —-двускатного, стрельчатого или килевидного. Плоский потолок из тонких каменных плит иногда укладывался по деревянным балкам и эта смешанная конструкция опиралась на деревянные столбы, которые, приходя в ветхость, заменялись каменными вытесанными точно по форме деревянных,

В ряде стран (Бирма, Лаос, Вьетнам) применялась кладка из кирпича на известковом растворе. В Бирме из кирпича возводились клинчатые своды и купола.

Сводчато-купольные распорные конструкции получают наибольшее развитие в Индии в ХМ1 — XVI II вв. на основе иранской и среднеазиатской техники, в связи с проникновением ислама и строительством мечетей и мавзолеев. Грандиознейшая среди этих построек — мавзолей Адиль-шаха «Гол-Гумбаз» в Биджапуре (1626— 1660 гг.), купольное покрытие которого — одно из крупнейших в мире (диаметр 41 м). Купол несколько приплюснутой сферической формы выложен кольцевыми рядами кирпичной кладки без кружал на толстых слоях известкового раствора.

Строительные достижения Китая, Японии и других дальневосточных стран наиболее интересны в развитии стоечно-балочных деревянных конструкций (табл. XXI). Из дерева строились не только народное жилище, но и дворцы знати, общественные и большинство культовых зданий. В течение веков в Китае были выработаны традиционные типы конструктивных систем и вместе с буддистскими постройками они распространились в Корею, Японию и другие страны. Типы конструкции канонизировались и стандартизировались строительными правилами. Так, в 1130 г. китайцем Ли Минчжуном был написан трактат «Инцзаофаши» («Методы архитектуры»), в котором предписывались правила по изготовлению и производству деревянных конструкций и деталей. В Японии z ранней поры утверждения буддизма существовало правило, согласно которому деревянные храмы должны были обновляться через каждые 20 лет посредством создания абсолютной копии, что позволило сохранить в неизменности древнейшие типы культовой деревянной архитектуры.

Тип деревянной конструкции сложился в Китае к VI —VII вв. вместе с формированием основных типов построек, Ее основу составляют стойки и балки со сложной системой карнизного опирания крыши посредством нескольких ярусов деревянных кронштейнов — «доугунов». В этой системе в определенной последовательности сочетаются два основных элемента: квадратная в плане опорная плита — брус со скошенными внизу гранями («доу») и поддерживающий его продолговатый брусок со скругленными снизу углами («тун»), Детали унифицировались и в зависимости от величины карниза и его вьзноса варьировались их число, габариты и комбинации.

Опирающиеся на стилобат стойки каркаса связывались наверху продольными и поперечными балками. Между наружными стойками устанавливались деревянные панели; в верхней части - решетки. На севере страны стены иногда выкладывались из кирпича, в толще которого скрывались стойки каркаса.

Всего голосов: 213