Древнерусская храмовая архитектура

В 40—50-х гг. XI в. в Киеве были построены три церкви — Георгиевская, Ирининская и неизвестная по названию. Это были либо небольшие пятинефные храмы, либо трехнефные с с галереями с севера и юга. Возможно, что в эти же годы в Киеве было сооружено и несколько дворцовых зданий, от которых уцелели лишь остатки фундаментов. Древнерусское деревянное строительство, к сожалению, также трудно восполнимая часть нашей культуры.

Золотые ворота в Киеве были проездной башней, ведшей сквозь оборонительный зал Киева. Ворота имели оборонное значение и служили для защиты въезда, но основное их предназначение было все же связано не с чисто фортификационной, а идеологической задачей: надвратная церковь осуществляла «небесную» защиту города. Роскошно оформленные ворота с церковью как бы подчеркивали, что Киев ни в чем не уступает Константинополю. 

К сожалению, в 1982 г. над подлинными руинами ворот была построена фантастическая «реконструкция».

После окончания возведения полоцкого Софийского собора все строительство вновь сконцентрировалось в Киеве. Очевидно, на Руси в то время существовала лишь одна строительная артель, способная вести самостоятельные строительные работы. Князья, сменявшие друг друга на киевском престоле, заказывали постройку храмов главным образом в своих вотчинных монастырях. 

Из всех этих построек до наших дней полностью дошла лишь надвратная церковь Печерского. За исключением Кловского собора, все остальные храмы того времени трехнефные, с нартексом (т. е. шестистолпного варианта), без галерей. Они имели лестничную башню, встроенную в одно из членений нартекста или несколько выступающую наружу из основного объема здания. Вышгородский собор имел очень вытянутые в плане пропорции (длина его 42 м), что связано с наличием дополнительного восточного членения — вимы. Подобную структуру имел также и собор Выдубицкого монастыря, однако здание это не имело вимы, так же как не имели ее и все остальные храмы того времени. Техника сооружения всех этих памятников более или менее идентична и в основном повторяет технику Софийского собора — это кладка со скрытым рядом и полосами слабо обработанных камней. Все храмы были внутри расписаны, а в соборах Печерского, Михайловского Златоверхого и Дмитриевского монастырей первоначально имелась не только фресковая живопись, но и мозаика.

Всего голосов: 254