Какими быть СРО? Состав СРО и перспективы развития: новый законопроект по СРО

В ГД внесен законопроект, предусматривающий возможность комплексных СРО

Концепция саморегулирования в строительной отрасли, предложенная Российским Союзом строителей и фактически закрепленная в принятом законе, устанавливает обязательность создания национальных объединений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства

Также Российский Союз строителей с самых истоков настаивал на введении комплексного типа СРОС, объединяющих три вышеперечисленных сферы. Зачастую многие строительные фирмы имеют несколько лицензий (как на строительство, так и на изыскание и проектирование). Вследствие чего не ясна дальнейшая принадлежность к какой либо СРО. Российский Союз строителей и ряд других общественных организаций обращался в профильный Комитет ГД по данному вопросу в связи с чем 13 января 2009 года депутатами ГД Борцовым Николаем Ивановичем и Денисовым Валентином Петровичем был внесен на рассмотрение Председателя Государственной Думы законопроект № 149522-5 «О внесении изменений в главу 6-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Проект ФЗ предусматривает возможность комплексных СРО.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие установления порядка отнесения к саморегулируемым организациям организации, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации и строительство.

В целях реализации указанных норм Закона, вступающих в силу с 1 января 2009 года, в целом ряде субъектов Российской Федерации из-за отсутствия необходимого количества изыскательских, проектных и строительных организаций, отвечающих требованиям членства в саморегулируемой организации, разделение строительной отрасли на три вида саморегулируемых организаций не позволяет создать указанные организации на уровне одного субъекта Российской Федерации.

Разделение строительной отрасли на три вида саморегулируемых организаций способствует возникновению конфликта интересов внутри отрасли и снижает ответственность за качество выполняемых работ, позволяя перекладывать свои недоработки на других участников строительной отрасли.

Это, к примеру, относится к организациям, осуществляющим работы на территориях сельскохозяйственных организаций, имеющих свою специфичность. Учитывая это, сельские строительные организации в процессе перехода к рыночным условиям хозяйствования объединились в комплексные структуры (изыскатели, проектировщики и строители), что позволило им выжить в сложных экономических условиях. То есть в настоящее время действуют организации, которые в соответствии с законодательством имеют право на осуществление трех видов деятельности – инженерные изыскания, проектирование и строительство.

В соответствии с нормами статьи 553 Градостроительного кодекса лица, выполняющие инженерные изыскания, лица, осуществляющие подготовку проектной документации и лица, осуществляющие строительство, должны вступить в самостоятельные саморегулируемые организации.

В большинстве регионов России нет установленных Градостроительным кодексом 50 изыскательских, проектных и 100 строительных организаций, работающих на сельских территориях. В таком случае, сельским строителям для сохранения своей специфики придется создавать саморегулируемую организацию в соответствии с действующим законодательством не только на межрегиональном уровне, а даже на общероссийском.

Кроме того, многие сельские строительные организации, так называемые комплексные, для того чтобы продолжить свою деятельность в соответствии с законодательством, в этих условиях должны, либо вступить в три разные саморегулируемые организации, либо разъединиться на три самостоятельные организации, а затем вступать в саморегулируемые организации в зависимости от вида деятельности. И тот и другой случаи не выгодны организациям агростроя как технологически, и особенно экономически.
Подготовленным проектом федерального закона «О внесении изменений в главу 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации» предлагается дополнить Градостроительный кодекс нормами, предоставляющими право организациям, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации и строительство в сельской местности, объединяться в единую, с учетом вхождения в нее как проектных организаций, так и строителей, саморегулируемую организацию, а так же устанавливаются требования к названной организации.

Реализация указанных норм позволит сохранить имеющиеся мощности организаций, работающие в сельской местности, повысит качество выполняемых ими работ и будет способствовать эффективному освоению сельских территорий.

Всего голосов: 275