Кустарный музей: деятельность

В круг функций музея входили собирательская работа, популяризация промыслов, контакты с мастерами, разработка образцов изделий, а также изготовление и продажа изделий по образцам. Большую роль в популяризации кустарных промыслов играли проводимые музеем выставки; в 1912 году Н.Д. Бартрам организует первую выставку кустарной мебели.

Музей обеспечивал заказами значительный круг кустарей, работавших на мебельных промыслах. Под руководством двух специалистов по столярному и по резчицкому делу начинающие мастера обучались в музейных мастерских изготовлению «стильной мебели с ажурной и рельефной резьбой». Параллельно с этим успешно шло обучение разрисовке вещей и способам морения дерева. Технические опыты и эксперименты музея отрабатывались в мастерских и лабораториях Строгановского художественно-промышленного училища. Образцы изделий, по утверждении и одобрении их музеем, передавались кустарям для дальнейшей работы.

В магазине музея продавали самые разнообразные кустарные изделия, в том числе и мебель. Активное посредничество кустарям при сбыте изделий через Кустарный музей оказывало Московское губернское земство. Ассортимент мастерских, сотрудничавших с Кустарным музеем, пользовался большой популярностью по всей России и за ее пределами. Аналогичную работу вал и Кустарный музей в Санкт-Петербурге. Художник А.Н. Дурново, например, создал множество проектов для кустарных производств разных районов России, в частности для семеновских кустарей Нижегородской губернии, выполнявших мебель с хохломской росписью.

Экспонирование кустарной мебели на всемирных выставках в Париже 1900 и 1904 годов способствовали успеху изделий в «русском стиле» на европейском рынке. Кустарный музей активно сотрудничал с крупнейшими торговыми фирмами Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Америки. Спрос на мебель в «русском стиле» па европейском рынке был столь велик, что в ряде стран ее стали подделывать местные мебельные мастерские.

Однако мощное наступление индустриального XX века с его разветвленной сетью промышленных предприятий и унифицированных стандартов практически не оставляло место ручному кустарному производству. И тем не менее именно в этом виде художественной деятельности были достигнуты наиболее значительные успехи на пути создания самобытного «русского стиля». Русским мастерам-мебельщикам удалось соединить удобство веками отработанных форм с современным искусством, традиции народного творчества - с модными веяниями модерна.

Всего голосов: 214