Ландшафтная архитектура и своеобразие города

Ландшафтная архитектура — особая область творчества. Здесь зодчий включает в свои композиции и существующие природные компоненты — леса, рощи, реки, озера, рельеф местности, и искусственно созданные декоративные бассейны, фонтаны, подпорные стены, лестницы, применяет скульптуру, малые архитектурные формы, декоративное освещение, и, главное, — широко использует озеленение в виде деревьев, кустарников, цветов и т. д. Насаждения с их огромным многообразием форм, богатейшей палитрой красок, поразительной пластичностью являются основным компонентом ландшафтной архитектуры.

Умелое использование их природных качеств в гармоничном сочетании с другими средствами ландшафтной архитектуры и, в первую очередь, с водоемами обеспечивает большие возможности при выборе композиционных решений не только парков, садов, но и многих ансамблей города, а иногда и города в целом. К этому надо добавить положительное влияние насаждений на микроклимат и на многие параметры окружающей среды — чистоту воздуха, уровень шума и т. п.

В настоящее время придается исключительное значение проблеме архитектурно-художественного своеобразия как всего города, так и отдельных его элементов — площадей, улиц, микрорайонов. Широкое использование всего комплекса ландшафтной архитектуры и в первую очередь, насаждений вносит существенный вклад в решение этой проблемы. Средствами ландшафтного зодчества можно добиться гармоничного сочетания лиризма природных элементов с многоэтажной застройкой, геометризмом городских площадей и прямолинейностью магистралей.

В ряде случаев зеленый убор не только придает своеобразие общему художественному облику города, но и коренным образом изменяет его. Возьмем, к примеру, Омск и Самару. Оба города с населением более миллиона в каждом, стоят на берегах крупнейших рек. Но своеобразие Омска в том, что он буквально утопает в зелени парков, скверов; поражает здесь обилие цветов, и, конечно, — набережная Иртыша, освобожденная от складов, ветхой застройки и превращенная в своего рода линейный парк с отличным пляжем. И это тот самый Омск, куда был сослан Ф. М. Достоевский и откуда он писал: «Омск — гадкий городишко... Деревьев почти нет. Летом — зной и ветер с песком, зимой — буран. Природы я не видел».

В градостроительной статистике используются показатели, имеющие прямое отношение к ландшафтной архитектуре — обеспеченность населения насаждениями так называемого общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары). Важно подчеркнуть, что ассигнования на благоустройство в обоих городах примерно одинаковы, а природные условия для создания насаждений в Омске менее благоприятны. В чем же дело? А в том, что в Омске внимание к озеленению города стало традицией.

Еще интересный пример — Донецк. Люди старшего поколения помнят Юзовку, своеобразием которой была угольная пыль, покрывавшая все вокруг. Сейчас Донецк вправе гордиться зеленым нарядом своих улиц, площадей и набережных.

И если говорить о роли ландшафтного зодчества в формировании своеобразия композиции города в целом, то прежде всего надо назвать Москву и ее развитие в будущем. Два водно-зеленых диаметра но Москве-реке и Яузе, целая сеть парков и садов во всех восьми планировочных зонах, а также кольцо крупных зеленых массивов на периферии города образуют целостную систему, занимающую видное место в общей композиции плана города.

Изучение практики застройки многих городов за последние гиды позволяет утверждать, что одним из недостатков в области ландшафтной архитектуры является несоблюдение схем озеленения, предусмотренных генеральными планами. В парках размещают здания, совсем не подходящие для этого. Такая практика не только ведет к нарушению государственных норм, по и способствует обезличиванию застройки, особенно в новых жилых районах.

Ландшафтная архитектура и ее ведущий компонент — зеленые насаждения определяют своеобразие города. Приморский бульвар и знаменитая лестница в Одессе придают своеобразие не только набережной, но и всему побережью города.

ВI создании своеобразия архитектурного облика парков роль ландшафтной архитектуры особенно велика. Возьмем дли примера широко известный парк Павловска. Это совершенное произведение садово-паркового искусства — все подчинено стремлению выявить и обогатить природные особенности различных участков. В Павловске есть дворец, но это не доминанта архитектурного решения.

В теории и практике современного зодчества видное место занимает проблема синтеза искусств. И здесь многого можно достигнуть средствами ландшафтной архитектуры. И как тут не вспомнить парк Петродворца. где архитектура дворца, искрометные струи фонтанов, зеркальная гладь водоемов, скульптуры, живые «колоннады» и живописные группы деревьев, зеленые «стены» кустарников, изумрудные газоны яркие краски цветников слиты в единый художественный организм — шедевр ландшафтной архитектуры мирового значения.

Характерная особенность ландшафтной архитектуры заключается в том, что художественный облик основного компонента ее произведений — растительности непрерывно изменяется во времени. Не только с годами меняется, например, облик парка по мере роста деревьев и кустарников, но иначе воспринимается он в различные времена года. И даже в одни и тот же день в зависимости от погоды — солнечно, пасмурно, безветренно - изменяется общее художественное впечатление от пейзажа. Действительно, достаточно представить себе весеннюю гамму парка, его насыщенные, всех оттенков, зеленые и серебристые краски лета и золотистый осенний убор, чтобы убедиться и значении фактора времени для ландшафтной архитектуры.

Хотелось бы особо подчеркнуть явно недостаточное внимание, уделяемое архитекторами декоративным водоемам и, в первую очередь, фонтанам. Даже в крупнейших городах их очень мало. А ведь современная техника, в частности грузоподъемные краны, позволяет создавать (причем на оборотной воде) чудесные композиции из водяных струй. К сожалению, большинство наших парков, скверов, бульваров «сухие».

В нашей ландшафтной архитектуре много проблем, либо решенных частично, либо не решенных вовсе. И, пожалуй, первая из них — подготовка кадров. Мы готовим ничтожное число ландшафтных архитекторов, инженеров зеленого строительства и еще меньше — техников.

Состояние производственной базы для озеленительной практики (питомники, оранжереи, механизация) - тоже нерешенная проблема.

При использовании текста гиперссылка на сайт обязательна!

Всего голосов: 209