Обучение в школах станет платным.

Государственная дума приняла Закон «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений» в третьем чтении. Это значит, что теперь все муниципальные и государственные учреждения будут разделены на три категории: «автономные», «казенные» и «бюджетные».

С казенными и автономными учреждениями все в принципе понятно. Первые все заработанное будут сдавать государству, а взамен получать средства по установленной смете, а вторые станут полностью самостоятельными и больше не смогут рассчитывать на помощь государства. Но большие вопросы вызывает статус бюджетных организаций нового типа, которые включают в себя школы, больницы, музеи, вузы. Чем они станут в итоге? Уже не бюджетные в полном смысле слова, автономными они не будут. Предполагается, что отчасти такие учреждения будут финансировать себя самостоятельно, а отчасти им будет помогать государство в рамках госзаказов. Но что получится в итоге? О рисках, связанных с введением статуса «бюджетное учреждение нового типа», рассказал член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер.

— Евгений Шлемович, каковы риски для бюджетных учреждений нового типа оказаться вообще без субсидий со стороны государства?

— Риски такие есть. В самом государственном задании как институте ничего плохого нет. Вопрос в том, в каком размере и на какую сумму будут делаться эти задания. Надо понимать, что на сегодняшний день экономическая ситуация в стране такова, что бюджет по крайней мере еще несколько лет будет достаточно ограничен. И потому вполне понятно, что государство не сможет расходовать много средств на социальную сферу. Вероятно, государственное задание в денежном эквиваленте будет меньше, чем то обеспечение, которое бюджетные учреждения имеют сейчас. Государство, конечно, окончательно не бросит бюджетные организации на произвол судьбы, но помощь его может оказаться чисто символической.

Уже давно одной из тенденций, связанных с социальной сферой, стало замещение бесплатных услуг платными. Данная область коммерциализируется очень быстрыми темпами. К сожалению, при нынешней макроэкономической ситуации данная тенденция будет только нарастать.

— По каким принципам тому или иному бюджетному учреждению нового типа будут предоставляться госзадания?

— Теоретическая схема такова: допустим, муниципалитет формирует государственное задание на основе стандартов необходимого потребления тех или иных услуг. Затем под данное госзадание выделяются средства. В такой ситуации финансы распределялись бы в соответствии с нуждами населения и в соответствующей пропорции по учреждениям социальной сферы.

Но это только теоретическая схема. В реальности, скорее всего, все будет происходить иначе. Ситуация такова, что стандартов нет, бюджет ограничен, и государство не сможет полноценно профинансировать все бюджетные учреждения. Это приведет к тому, что учреждения будут вести между собой борьбу за то, чтобы деньги достались именно им. А как уж они распределятся в итоге… Необходимо помнить, что коррупционная составляющая в сегодняшней России очень сильна.

— Будет ли расти безработица среди бюджетников?

— Скорее всего, да, высвобождение работников бюджетных организаций будет расти. Сокращение численности занятых, к сожалению, — одна из тенденций, которая будет сопутствовать изменению статуса бюджетных организаций. Но надо отметить, что зарплаты, скорее всего, падать не будут. По крайней мере драматического их снижения не предвидится. Но и расти, впрочем, они тоже, скорее всего, не будут.

— Будут ли работники «новых бюджетных учреждений» делать различие в оказании услуг по госзаданию и в коммерческих целях?

— Как это ни печально, но различие в оказании услуг бюджетными учреждениями в рамках госзадания и на коммерческой основе, скорее всего, будет. Оно есть и сейчас. И понятно, что лучше обслуживаться будут те, кто платит деньги. Впрочем, очень многое зависит от самого коллектива. Еще существуют организации, у которых есть некоторые моральные правила. И они просто не могут работать плохо.

— Как заработать дополнительные средства таким учреждениям, как музеи и библиотеки?

— Безусловно, таким организациям будет сложнее, чем, к примеру, медицинским и образовательным учреждениям. Но заработать могут и они. Так, у музеев есть значительные площади, где можно проводить развлекательные мероприятия. Я говорю не о дискотеках и мероприятиях подобного рода. Возможна организация каких-то, например, специальных экскурсий, образовательных мероприятий.

— Что произойдет с системой образования после перехода школ и университетов в разряд бюджетных учреждений нового типа?

— Уровень платности в системе образования, безусловно, увеличится. Количество школ, скорее всего, сокращаться не будет. А вот с высшими учебными заведениями это произойти может. Но, возможно, это и к лучшему: вузов в России сейчас очень много, а отсеются лишь наиболее слабые. И стоит отметить, что, скорее всего, высшее образование станет по большей части платным.

— Почему государству необходимо сокращать расходы именно в социальной сфере?

— Расходы на социальную сферу легче всего сокращать — так считает правительство. В России существуют некие идеологические приоритеты. Так, в соответствии с ними стране нужно финансировать сильную армию, вкладывать деньги в оборону. И вроде бы все с этим согласны. Но люди не задумываются, что финансирование армии, к примеру, идет по принципу проматывания государственных денег. Сегодняшнее руководство Минобороны делает многое для того, чтобы переломить ситуацию, но в корне она пока не изменилась. На свое содержание государство также не может урезать финансирование. Существуют большие и постоянно растущие обязательства по выплате пенсий, оказанию помощи таким странам, как Украина и Венесуэла. В остатке — образование, здравоохранение, культура.

См. также здесь: реформа школ с 1 сентября 2011

Надежда Панченкова, "Новая газета", novayagazeta.ru

Всего голосов: 367