Особенности тектоники зданий в древности

Художественное истолкование конструктивных форм отличается многообразием приемов при самобытных чертах, выделяющих эту архитектуру в мировом средневековом зодчестве. Тектонические особенности архитектуры во многом определялись декоративными приемами, способами орнаментирования элементов зданий. Согласно учению ислама, изображение человека и животных воспрещалось, что обусловило в архитектуре ярко выраженный уклон в сторону развития орнаментального декора.

Одним из древнейших видов декора является орнаментальная резьба по гипсу, а также фигурная облицовка стен обожженным кирпичом. С XII — XIII вв. появляется полихромный поливной керамический декор, а также резная терракота. С XIV в. распространяется изразцовая мозаика и майолика. Широкое применение этих способов отделки неотделимо и от другой особенности — характера орнамента и его значения в композиции. Например, в одних случаях ковер стука или резьбы по гипсу «облегчал» стену; в других, наоборот, орнамент выявлял фактуру материалов — мрамора, камня, ценных пород дерева. Он, как правило, акцентировал важнейшие элементы композиции, иногда сплошь покрывал поверхность стены, создавая особое ощущение ее легкости и богатства. По характеру узора орнамент делится на растительный, геометрический и эпиграфический (воспроизведение надписей преимущественно из священных текстов). Все три вида часто сосуществуют в здании.

Деревянные стоечно-балочные конструкции, получившие широкое применение в народной жилой архитектуре, а также при устройстве портиков общественных, дворцовых и культовых сооружений, реже — в интерьерах, получали своеобразную художественную интерпретацию. В этом своеобразном ордере акцентировалась верхняя часть, где обязательным элементом были консоли, смягчающие переход от деревянной открытой балки к стойке, и карниз из нависающих балочек. Нижняя часть стойки и база также иногда делались фигурными, причем в поисках декоративного очертания зодчие не всегда считались с конструктивной целесообразностью, часто сужая сечение стойки до минимальных размеров у основания. В стремлении обогатить ордер зодчие иногда сплошь или частично покрывали колонны резным орнаментом (Джума-мечеть в Хиве, XI — XII вв.).

Яркой и самобытной была художественная интерпретация зодчими арочно-стоечных конструкций. Один из главных путей — декоративное усложнение абриса арок (подковообразная форма, трех- и многолопастная, форма пересекающихся арок и т. д.); иногда не только профили арок делались ажурными, но и вся конструкция превращалась в прозрачный орнаментальный узор (дворец Альгамбра в Гранаде, Львиный двор).

Оригинальным достижением было создание системы двухъярусных аркад на колоннах (Большая мечеть в Кордове), художественные качества которых неотделимы от конструктивной логики системы: в ней создан последовательный переход от массивной стены в верхней части к сравнительно тонким колоннам — в нижней.

Всего голосов: 359