Тектоника стен в древних сооружениях

Тектоника стены основывалась на разнообразном применении камня и кирпича. В постройках из кирпича следует особенно отметить разработку стен с помощью крупной пластики (караван-сарай в Рабат-и-Малик, XI в.), которая часто сочетается с орнаментальным узором кладки, сплошь или частично покрывающим стены (мавзолей Саманидов в Бухаре, IX—-X вв.; мавзолей Юсуфа в Нахичевани, 1 162 г.; минарет Сарабан в Исфахане, конец XII в.).

С усилением общей тенденции к орнаментальной декоративности стена (при ее зрительном восприятии) теряет качества массивности, становится более «легкой» и живописной. Этому способствуют различные способы отделки стен: тонкая резьба по ганчу (северный мавзолей в Узгене, XII в.), резная терракота (мавзолей Фахр-аддин-Рази, XII в.), облицовка цветной обливной керамикой (мечеть Биби-Ханым в Самарканде, XIV—XV вв.; Регистан в Самарканде, XV— XVIII вв.).

При разработке сводчато-купольных форм зодчие многообразно и изобретательно сочетали конструкции и декор, часто используя форму конструкции для создания сложных декоративных композиций. Характерна в этом отношении художественная трактовка перехода от купольного покрытия к четверику основания. С применением тромпа, арка которого принимает на себя нагрузку от грани восьмерика купола, его внутреннее заполнение стало приобретать различную форму (конхн; двух или трех лопастей сомкнутого свода и др.), часто усложненную декоративными деталями.

Византийский сферический парус был заменен ступенчатой конструкцией нависающих друг над другом рядов кладки, на основе которой в последующем развился консольный парус. Обработка ярусов нишек в виде сводчатых ячеек привела к образованию более сложного по рисунку ячеистого паруса; развитием последнего явился парус сталактитовый — чисто декоративный, отлитый из алебастра свод, крепившийся к угловой перемычке, стенам и консольным выступам. Сталактиты стали универсальным декором, заполняющим не только паруса, но и ниши, купола и полукупола. Они составляют карнизы и несут полочки.

Поиск органической связи купола с основанием привел к появлению яруса арок, смягчающего переход от квадратного периметра стен к круглому основанию купола. Благодаря созданию круговых арочных поясов в уровне тромпов была выработана ясная система пластики и членений, соответствующая конструктивным формам (мавзолей Саманидов в Бухаре, IX — X вв.; Гомбеде-Хаки соборной мечети в Исфахане, конец XI в.; мавзолей Тюра-бек-ханым в Куня-Ургенче, XIV в.). Этот «ажурный» пояс помогал создать впечатление невесомости купола. Ощущение легкости достигалось также введением в ряде памятников купольных нервюр.

Тектонический принцип каркаса нашел наилучшее воплощение в создании подкупольного интерьера на основе конструкции из пересекающихся арок. Образовалась оригинальная структура, логическим развитием которой явилась система щитовидных парусов — ромбовидных, слегка вогнутых поверхностей, образующихся с помощью диагональных ребер при заполнении кладкой пространства между пересекающимися арками (мавзолей Ишратхана в Самарканде, XV в,; медресе Кукель-даш в Бухаре, 1568 г.).

В тектонике купольного покрытия в Средней Азии, Иране и Азербайджане наряду с развивающейся тенденцией к пластическому и декоративному обогащению отразилось стремление зодчих придать сооружениям большую стройность, великолепие и торжественность. Это выразилось, в частности, в постепенном относительном увеличении высоты купола и барабана, в придании куполу сфероконической формы. Разделение купола на две оболочки способствовало увеличению его общей высоты и повышению значения внешнего купола. Одновременно усложнялась его общая форма, росло декоративное богатство (мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, конец XIV — начало XV в.).

Всего голосов: 389