Творчество Малютина С.В

За пять лет существования (с конца 1899-го по начало 1905-го) в столярной, керамической и вышивальной мастерских было изготовлено большое количество разнообразных бытовых предметов. Талашкинская продукция широко продавалась, а в Москве на углу Столешникова переулка и улицы Петровка даже был открыт специальный магазин «Родник».

Деятельность талашкинских мастерских преследовала две цели: экономическую поддержку народных мастеров и создание произведений совершенно нового типа, объединявших воедино классическую форму народного предмета и художественное видение современного искусства. У кустарей закупались готовые изделия: балалайки, свирели, дуги, сани, домотканые холсты, которые в свою очередь затем украшались росписями, резьбой и вышивкой по эскизам профессиональных художников.

На пост художественного руководителя талашкинских мастерских Тенишева был приглашен художник Сергей Васильевич Малютин. Столярной мастерской заведовал С.П. Поляков. В талашкинских художественных мастерских работали Михаил Врубель, Николай Рерих, Дмитрий Стелецкий, Иван Варшавский, П.Я. Овчинников. Сама М.К. Тенишева принимала непосредственное участие как в руководстве мастерской, так и в создании проектов многих изделий. Согласно ее замыслу художники, проектируя мебель, должны были «строить» «кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старину, а только вдохновляясь ею».

«Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым, найти лицо, с которым могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало».

Три года художественным руководителем талашкинских мастерских (1900-1903) был Сергей Малютин. Проведенные в имении годы стали для него чрезвычайно плодотворными. По его проектам в усадьбе были построены знаменитый «Теремок», храм, театр, собственный дом художника. Он работал над эскизами декоративных панно, посудой, проектами мебели - стульев, кресел, табуретов, столов, шкафчиков, полочек, иногда создавая целые мебельные гарнитуры.

С именем художника связано формирование в Талашкине особого варианта «неорусского стиля», отмеченного чертами архаизма и утонченной стилизации.

Малютин почти не делал рабочих чертежей к своим эскизам. Обычно он исполнял лишь наброски, выполненные в одной проекции, где намечал общую композицию предмета, его форму и колорит. Поступая в резную мастерскую, его эскизы невольно претерпевали определенные изменения, отражая вкус и профессиональное мастерство столяра. Применялась особая морилка для дерева.

Малютиным было исполнено множество эскизов мебели (самих предметов сохранилось немного), достаточно полное представление о которых дает альбом, сохранившийся в Смоленском музее-заповеднике. Мебель Малютина создавалась как произведение искусства и была предназначена скорее для выставочного павильона, нежели для повседневного пользования. Несмотря на внешнюю выразительность, художник часто пренебрегал в своих проектах требованиями утилитарности ради создания броского декоративного эффекта. Однако нельзя не признать ее главного достоинства - неповторимого авторского начала, характерного практически для всех изделий талашкинских мастерских.

Над созданием эскизов мебели плодотворно работала и сама М.К. Тенишева. В ее орнаментах преобладали растительные мотивы. «Стилизованные цветы... возникают прихотливым узором на всем, чего касается ее рука... Это цветы-орнаменты, то вышитые по грубому крестьянскому холсту, то резанные в дереве, то тисненные по коже, придают изделиям Талашкина радостно-волшебный колорит...» - писал о ее работах критик Сергей Маковский.

Всего голосов: 339