В Саратове прошел митинг против реформ образования и здравоохранения

В минувшую субботу возле памятника Н.Г.Чернышевского состоялся митинг против реформы образования и здравоохранения, а именно внедрения федерального закона №83.

Плакаты "2012 - социальный апокалипсис", "Платные школы - кастовое образование", "Будущее России - страна больных невежд??", "Платная культура - гибель нации", "поборы не отменяются - поборы узакониваются" митингующие показывали прохожим.

митинг

платное образование

листовка

А также раздавали листовки, фрагмент который виден выше, со следующим содержанием:

"Подкоп вместо мины

В середине июля правительство РФ выпустило распоряжение, корректирующее сроки мероприятий по реформе бюджетных учреждений — формальное внедрение недавно принятого закона № 83-ФЗ откладывается. Однако, если мы хотим защитить социальную сферу, то нам предстоит не отдых, а кропотливая и долгая борьба.

Федеральный закон № 83-ФЗ должен был вступить в действие с начала 2011 года, окончательно принят в апреле нынешнего года и почти до самого подписания практически не обсуждался в массовых СМИ, тем более в официальных. То, что правящая партия проталкивала закон без лишнего шума, не удивительно: иначе как одиозным его назвать нельзя, ведь его единственная цель — минимизировать любыми способами бюджетные расходы на социальную сферу, а последствия обещают быть катастрофическими.

Во-первых, подавляющее большинство бюджетных учреждений (школы и ВУЗы, больницы и поликлиники, музеи и другие учреждения культуры) из некоммерческих организаций превращаются в коммерческие. Бюджетные учреждения оказываются в ситуации, когда они любыми способами вынуждены зарабатывать деньги. Очевидно, что в социальной сфере, где в принципе отсутствуют какие-либо «скрытые резервы», это приведет к постепенному, но очень быстрому вытеснению бесплатного образования, медицины и культуры платными услугами.

Во-вторых, получение бюджетных средств от государства ставится на принципиально новую основу — выделение субсидий под выполнение так называемых «государственных заданий». Что именно подразумевается под госзаданиями — до сих пор осталось тайной, покрытой мраком. А учитывая, что вопросы о выделении госзаданий и об их объеме будут отдаваться на волю государственных чиновников, это дает органам власти огромный простор для «реструктуризации» и «оптимизации» (а фактически — закрытия) бюджетных учреждений под разными соусами: либо через лишение госзадания, либо через признание его выполнения «неэффективным».

Те учителя, врачи и вообще работники бюджетной сферы, которые в курсе происходящего, со страхом ожидали массового закрытия бюджетных учреждений, катастрофической безработицы и роста трудовой нагрузки на тех, кому повезет сохранить за собой рабочие места. Подавляющее большинство обычных трудящихся тоже не ждало от «реформы» ничего хорошего: ведь платить за жизненно необходимые образование и здравоохранение им не по карману. Перед всеми маячила перспектива переполненных бесплатных школ и детских садов, длинных очередей в бесплатных поликлиниках и скотских условий в бесплатных больницах. Многим наконец стало очевидно, что в попытках справиться с последствиями экономического кризиса государственные мужи разного ранга руководствуются нехитрым принципом капиталистических менеджеров: «Чтобы корова давала больше молока и меньше ела, ее нужно меньше кормить и чаще доить».

Катастрофа откладывается?

Однако своим июльским постановлением правительство фактически отодвигает реформу на год. Так, например, новые правила работы бюджетных учреждений предполагается опубликовать лишь к ноябрю 2010 года, данные о разделении бюджетников на «автономные» и «казенные» учреждения — лишь в марте 2011 года, а фактическое разделение намечено на 1 июля 2012 года. Не исключено, что и эти новые сроки будут в очередной раз немного скорректированы.

Неужто власти смилостивились и пошли на попятную? Нет, причины гораздо прозаичней. Реформа предполагала гигантский объем бумажной работы, с которым ни федеральные, ни тем более местные власти справиться к началу 2011 года явно не могли: слишком раздут и неповоротлив бюрократический аппарат. А дальше — «мертвый период»: на декабрь 2011 года намечены выборы в Государственную Думу, на март 2012 — выборы Президента. Негоже портить предвыборную картину (которая и без того явно будет не безоблачной) проведением непопулярной реформы.

Так что же — можно на время вздохнуть спокойно? Не тут-то было. С решением правительства об отсрочке никуда не исчез дефицит бюджета, из-за которого предпринималась пресловутая реформа. В ближайшее время бюджетная картина изрядно изменится — и не в лучшую сторону — из-за последствий «внезапной» засухи. Положение усугубили и многочисленные (тоже «неожиданные»!) пожары в Центральной России, которые властям пришлось спешно и неумело тушить деньгами, причем почти в буквальном смысле. И, наконец, еще до принятия закона № 83-ФЗ Путин заявил: «Я прошу руководителей регионов, не дожидаясь вступления закона в силу, начинать работу по его реализации». Как это будет происходить, наглядно показали события в Ульяновске.

Ульяновск как зеркало

В июне мэрия Ульяновска решила закрыть пять общеобразовательных школ, учеников в принудительном порядке перевести в другие школы, а учителей — уволить. Чиновники объяснили это необходимостью «снизить финансовую нагрузку на бюджет». Начальник управления образования мэрии Ульяновска так и объяснила возмущенным педагогам и родителям: «Дети обходятся очень дорого… вы должны отнестись к этому с пониманием».

Школы, в которые собирались переводить учеников, находились в нескольких километрах от дома в одном из самых криминальных районов это ворота преступности. Их семьи — это семьи рабочих, часто неполные, заработок родителей зачастую не превышает 8 тыс. рублей. Очевидно, что эти семьи просто не могут ни давать каждый день ребенку денег на проезд, ни провожать его на занятия. Педагоги и родители вышли на акцию протеста к зданию городской администрации, требуя отменить «оптимизацию», но администрация проигнорировала требования.

24 июня учителя школы № 7 разбили у школы палатки и начали голодовку, 27 июня так же поступили педагоги из 8-й школы. К акции присоединились и родители, и старшеклассники — последние, правда, не голодали, но вместе со всеми дежурили в палатках. Многих родителей тут же стали навещать представители городской администрации и вести с ними «воспитательные беседы», недвусмысленно суля неприятности вплоть до увольнения с работы. Директору и завучу школы № 7 пришлось выдержать открытое давление милиции. И лишь когда протест получил поддержку жителей других районов Ульяновска, а потом и огласку на федеральном уровне, решение о закрытии школ № № 7 и 8 было отменено.

Будущее

Ульяновск — это просто наиболее яркий пример на сегодняшний момент. Подобных примеров будут сотни и тысячи. Власти, будь то федеральные, региональные или местные, в своих действиях неотступно следуют логике: «Хорошо то, что хорошо для крупного бизнеса». В начале экономического кризиса триллионы бюджетных денег были розданы банкам и крупным компаниям в виде кредитов — в то же самое время миллионы работников лишились работы, а десятки миллионов так и не увидели повышения зарплаты, несмотря на рост цен. Сейчас правительство собирается латать образовавшиеся дыры в бюджете — опять за счет простых трудящихся, в том числе работников социальной сферы. Правительство жалуется на «нерезиновый» бюджет, но не желает национализировать крупные финансовые и промышленные компании — их доходы до сих пор идут в карманы олигархов. Особенный цинизм заключается в том, что ответственность за сокращение бюджетных расходов спихивается на региональных и местных чиновников, которых в случае громкого протеста можно подвергнуть показательной начальственной порке — за неукоснительное исполнение указаний верховных властей.

Нужно остановить наступление крупного бизнеса и подконтрольного ему правительства на бюджетные учреждения. В каждом бюджетном учреждении, особенно если оно под угрозой закрытия или «реорганизации», должны образоваться демократически избираемые совместные комитеты. Если, например, это школа — комитет могут образовать преподаватели, учащиеся и их родители. Такие комитеты могут распространять информацию, организовывать агитацию и акции протеста и планировать совместные действия в защиту учебных заведений, лечебных и культурных учреждений. Сами трудящиеся должны решать, как не допустить увольнений, «уплотнений» и «оптимизаций», как защитить учреждения от рейдерских захватов и распродажи общественного имущества.

Взаимодействуя между собой, такие комитеты смогут выработать общую стратегию и тактику и положить начало полнокровному движению в защиту социальной сферы и за полный контроль трудящихся над бюджетами всех уровней."

Всего голосов: 197