Одноковшовые и многоковшовые экскаваторы
Экскаваторы — высокопроизводительные самоходные землеройные машины. Но вместе с тем они могут производить погрузочные работы с сыпучими и кусковыми материалами и успешно взаимодействуют при механизированных операциях с автомобилями-самосвалами.
Экскаватор состоит из рабочего, ходового и силового оборудования, передаточных механизмов и платформы для установки оборудования.
По типу рабочего оборудования экскаваторы делятся на машины с циклическим органом — одноковшовые и непрерывного действия — многоковшовые.
По виду ходового оборудования экскаваторы бывают пневмоколесные и гусеничные, по типу двигателя — дизельные, дизель-электрические и электрические.
Наиболее распространены одноковшовые экскаваторы. По типу привода на шасси, управлению рабочими органами и повороту платформы эти экскаваторы бывают гидравлические полноповоротные и неполноповоротные с жесткой подвеской рабочего органа, а также полноповоротные с гибкой подвеской рабочего органа.
Одноковшовые экскаваторы приспособлены для установки различных рабочих органов. Основной рабочий орган — ковш — закрепляется на подъемно-поворотной стреле. В качестве сменных рабочих органов на экскаваторе устанавливают прямую и обратную лопаты, драглайн, грейферный ковш и погрузочный ковш.
Одноковшовые экскаваторы применяют при погрузочно-разгрузочных работах в карьерах и при штабелировании сыпучих и кусковых грузов на открытых площадках.
Одноковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам с рабочими органами циклического действия.
В зависимости от ходовой части одноковшовые погрузчики бывают пневмоколесными и гусеничными. Пневмоколесные одноковшовые погрузчики в сравнении с гусеничными обладают большей скоростью перемещения и мобильностью.
Многоковшовые погрузчики
Многоковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам непрерывного действия.
Рабочий орган многоковшового погрузчика — это ковши, закрепленные на подвижных приводных цепях, и питатель с подгребающими шнеками. Погрузчики смонтированы на специальном пневмоколесном шасси. Рабочий орган погрузчика может подниматься в транспортное и рабочее положения с помощью двух гидроцилиндров одностороннего действия. В конструкции погрузчика предусмотрен ленточный поворотный разгрузочный конвейер, приводящийся в рабочее положение с помощью специального механизма.
Транспортные средства для перевозки строительных грузов
В строительстве для грузоперевозки применяют транспортные средства общего назначения и специализированные. В транспортных средствах общего назначения перевозят грузы широкой номенклатуры, в специализированных — грузы ограниченной номенклатуры (например, сыпучие, порошкообразные, нефтеналивные).
В строительстве преимущественно используют железнодорожный и автомобильный транспорт. Ниже рассматриваются транспортные средства общего назначения.
Железнодорожным транспортом перевозят строительные грузы от складов промышленных предприятий до перегрузочных складов производственных складов строительных предприятий. Железнодорожный транспорт используют на внешней сети и подъездных соединяющих несколько предприятий, а также на внутренних подъездных путях, соединяющих отдельные производства на обособленных площадках и грузовые фронты складов материально-технического обеспечения.
Для доставки строительных грузов используют как вагонный парк МПС, так и инвентарный вагонный парк, принадлежащий строительным организациям.
Железнодорожный подвижной состав общего назначения состоит из трех типов: крытые вагоны, полувагоны и платформы.
Крытые вагоны
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые следует предохранять от воздействия атмосферных осадков. В конструкции вагона предусматривается дверной проем, через который въезжает электропогрузчик и вывозит грузы в пакетированном виде. Обвязка кузова вагонов деревянная, в ее верхней части имеются люки, через которые может загружаться продукция. Двери вагона раздвигаются вдоль длины вагона и имеют запоры, а также разгрузочный люк. Люк оборудован блокирующим специальным устройством, действующим только при поднятии дверной накидки.
Полувагоны
Полувагоны предназначены для транспортировки как сыпучих грузов, так и различных штучных грузов широкой номенклатуры.
Кузов полувагона — цельнометаллический или с деревянной обвязкой, имеет торцевые двери, нижние разгрузочные люки, закрывающиеся гофрированными металлическими откидными крышками с запорными устройствами. На внутренней стороне боковых стен кузова-полувагона предусмотрены скобы для установки деревянных стоек при перевозке изделий и других штабелируемых грузов. В основании стен полувагона имеются специальные увязочные косынки, с помощью которых крепятся растяжки при креплении в полувагоне штучных грузов. Во вновь выпускаемых полувагонах предусматриваются также дополнительные элементы для крепления грузов в верхней части стен кузова и у верхней обвязки.
Полувагоны выпускают как цельнометаллические, так и с кузовом, имеющим деревянную обшивку.
Платформы используют для транспортировки длинномерных грузов и других различных штучных грузов. Платформы имеют металлические или деревянные борта и оборудуются стоечными скобами, предназначенными для крепления грузов. Специально для перевозки универсальных крупнотоннажных контейнеров типа 1С по ГОСТ 18477—79 выпускают безбортовые платформы с металлическим полом.
Как использется трактор ВТ-90 в строительстве мы поговорим в следующий раз.