К разработке и созданию специализированных вагонов-транспортеров профессионалов железнодорожной промышленности вынудила значительная необходимость перевозить тяжелые грузы при потребности значительного ограничения нагрузки на одну ось.
Вагоны-транспортеры применяют при перевозке грузов, нестандартных по габаритно-весовым характеристикам, которые невозможно транспортировать на стандартных платформах и в универсальных вагонах- полувагонах. Это тяжелая крупногабаритная строительная техника, оборудование - турбины, станины больших станков, статоры и роторы, трансформаторы больших мощностей, станины блюмингов и слябингов и крупных станков, маховики, котлы большой длины и т.д. Использование данных вагонов позволяет осуществлять качественные и безопасные транспортно экспедиторские услуги по перевозке сложных грузов на любые расстояния и большее количество государств СНГ, Балтии и Европы.
На современных железных дорогах допускается эксплуатация транспортёров грузоподъёмностью от 55 до 500 т. Грузоподъемность транспортера определяется количеством колесных пар, устройством и габаритами балки транспортера.
Самые большие транспортеры производятся в Германии на заводах MAN и KRUPP .В России же транспортеры изначально были созданы для перемещения на большие расстояния подводных лодок. Однако своевременная реформа применение передовых технологий для создания орудий большой массы и транспортеров для их перевозки, позволили предприятиям России создавать транспортеры грузоподъемностью 500т. и 300 т. и занять одно из лидирующих мест на данном рынке.
Основной перечень товаров и механизмов, перевозимых транспортерами велик и разнообразен:
- обечайки цементных печей
- трансформаторы большой мощности
- станины
- узлы гидравлических турбин статоры и роторы,
- бандажи
- составные части станков для производства чёрных металлов,
- маховики
Для транспортировки данных грузов применяются транспортеры грузоподъемностью от 55 т (четырехосный) до 500 т (тридцатидвухосный) площадочного, платформенного, колодце-образного, сочлененного и сцепного типов. Число колесных пар данных транспортеров равно: 4, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 28, 32.
Железнодорожные транспортёры это специальный подвижный состав, который предназначен для перевозки тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов, которые не могут быть перевезены на или в полувагонах универсальных в связи с нестандартностью их массы, габаритных размеров и объемов.