Саратов: прошлое и будущее

Саратов основан предположительно 2 июля (15 по новому стилю) 1590 г. воеводами князем Григорием Засекиным и Федором Туровым (для сравнения: Засекин основал также Царицын в 1589 г. и Самару в 1596 г.). При этом необходимо отметить, что города в Российском государстве в XVI—XVII в строились по строго продуманному плану и уровень градостроительства был высоким. Особая роль в строительстве новых городов принадлежала воеводам, определявшим, где и каким быть городу, как его "на чертеже начертить" и дать роспись территории. Они руководили не только строительством крепостей, но и планировкой города, строительством церквей, межеванием городских земель, а также заготовкой строительных материалов. Города в те времена строились быстро.

В истории раннего Саратова много тайн и загадок. Одна из них — место основания города2. Так, по материалам и гипотезам В. Донецкого в самом начале город располагался на левом берегу Волги. В 1614 г. упоминаются и Саратов, и Саратовское городище на расстоянии "близко 10 верст". На голландских картах 1612 и 1614 гг. Саратов показан уже на правом берегу. В 1623 г. русский купец Федот Котов, проплывая Волгой в Персию, дал описание Саратова на левом берегу. Адам Олеарий в 1636 г. нашел город также на левом берегу. В конце ХIХ в. стал известен царский указ, по которому Саратов в 1674 г. с левого берега был перенесен на "нагорную сторону"."Интересную и важную информацию о Саратове дает "Книга Большому Чертежу всего Московского государства по все соседние государства" 1627 г. по состоянию на 1588 г.

В самом конце ХIХ в. член саратовской Ученой архивной комиссии Ф.В. Духовников отмечал, что в семи верстах от Саратова находится городище Увек. К северу от Покровской слободы (г.Энгельс), в 3 км выше с.Шумейки, были когда-то развалины древнего обширного золотоордынского городища. И третье городище в виде возвышений или валов — на возвышенном месте напротив Увека, на левом берегу. На нем находили, как и на Увеке, много монет. Эти три городища, по его мнению, свидетельствовали о том, что в окрестностях Саратова до прихода русских было три города с несомненными признаками богатой культуры.

Таким образом, изначально Саратов контролировал удобную переправу через Волгу у развалин одного из крупнейших городов

Золотой Орды — Увека. Это место — в районе пос.Анисовка, расположенного напротив Увека и р.Увековкн (Увеши). В 1630 г. крепость была перенесена из района Увека вверх по течению на р.Ураславу (теперь р.Саратовна), чтобы контролировать брод через Волгу. Здесь Саратов находился до 1674 г. На Увеке осталась таможня и застава "для бережения проезжих людей".
Вместе с этими крепостями на правом берегу Волги, севернее Глебучева оврага с р.Тайбалык (Айбалык), под Соколовой горой, издревле существовало русское монастырское поселение, что подтверждается названием протекавшего вдоль правого берега протока - р.Тарханки ("тархан" — освобождение православной церкви от налога Золотой Орды). Позже рядом с монастырским поселением вырос у крепленный посад, по размерам превосходивший крепость Саратов на левом берегу.

Таким образом, в пределах современного природно-градостроительного комплекса, так называемого Большого Саратова, протянувшегося на 25 — 30 км вдоль р.Волги, в XVII в. сложились развитая оборонительная система и "система расселения", характерной чертой которой были "парные" поселения и города на обоих берегах Волги. Эта отличительная особенность сохранилась и до наших дней.

На основе морфологии Саратова можно выделить основные этапы его развития, обладающие четко выраженными характеристиками на градостроительном, архитектурном, социально-экономическом и культурном уровне.

I период. 1590 — 1674 гг. Важной особенностью уже в это время было развитие Саратова одновременно на обоих берегах Волги. Ведущими функциями его развития в этот период были оборонная, торговая, промысловая. Отдельные архитектурные мотивы и приемы того времени запечатлены на постройках последущего периода. В районе современной Музейной площали был заложен деревянный собор.

II период. 1674 г. - начало XVIII в. В 1674 г. Саратов
строится заново на правом берегу Волги как правильная деревянная крепость европейского типа по "проекту" градодельца Шеля. На этом этапе город-крепость был ограничен р.Волгой и заполненным р-Стрелнцон (Тайбалык-Айбалык) Глебучевым оврагом, т.е. относился к городам мысового типа, развивающимся по схеме в пределах городских укреплений. Главными внешними связями, закрепившимися в планировке, были Московский и Царицынский тракты.

Одновременно с крепостью появилась Соборная (ныне Музейная) площадь — единственный многофункциональный центр города. Основной градостроительной доминантой стал Троицкий собор (1674-1684 гг. - деревянный, 1694-1695 гг. — каменный). Рядом стояла Никольская церковь.(утрачена) Преимущественными градостроительными функциями города в этот период также были оборонная, торговая, промысловая, Уже тогда наметились особенности его развития, впоследствии укрепившиеся. Это возможность, согласно указу Петра I, неограниченного территориального развития города, раскрытие главной площади города на Волгу, постановка высотных доминант под углом к точкам восприятия. Сформировался тип культовых зданий с главным объемом "восьмерик на четверике", увенчанным одним куполом. На этом этапе система высотных доминант формировалась по принципу треугольника. Главное культовое здание города — Троицкий собор был выстроен в формах московского барокко. Эти же стилистические черты имел и женский Крестовоздвнженский монастырь.

С конца XVIII в. до нашего времени дошло сравнительно мало построек, многие из которых были в последующем частично или полностью перестроены. Стилистически этот этап можно охарактеризовать как период московского барокко. Общая колористика города определялась доминированием кирпичного с белыми деталями собора среди деревянной рядовой застройки.

III период. Середина XVIII - начало XIX в. Этап дорегулярного развития Саратова. К этому времени фактическая граница государства передвинулась из Поволжья в район Кавказа. Саратов из приграничного, оборонного по преимуществу города стал торговым. Город активно строился и занимал территорию от Волги до ул.Никольской (Радищева), от Соколовой горы до Белоглинского оврага. Московская улица (пр.Ленина) оканчивалась торговой площадью Верхний базар.

На этом этапе город начинает приобретать элементы веерной системы: от главных городских ворот по Московской и Царицынской улицам веером начали расходиться новые улицы. раницы города расширились до ныненшней ул.Радищева. Точное следование рельефу привело к перелому в направлении главной городской улицы — Московской (пр.Ленина), Границы городской территории были закреплены новыми высотными доминантами — культовыми зданиями, которые, согласно очертаниям территории города, от треугольной схемы перешли к трапециевидной. Главной площадью города продолжала оставаться Соборная (Музейная).
Начало XIX в. отмечено новым генеральным планом 1803 г., определившим развитие города на многие годы.
Согласно правительственным постановлениям, главные улицы и площади города застраивались по образцовым и близким к ним проектам, разработанным специально для Саратова.

В Саратове сохранилось гораздо больше домов, построенных на основе "образцовых" проектов классицизма, чем в других городах Среднего Поволжья. Это одна из характерных черт города.
Главную площадь города формировали помимо Троицкого собора здания магистрата и торговых рядов. Общественные здания выполнялись в мазанковой технике, что и по материалу, н колористически выделяло общегородской центр. Ведущим архитектурным стилем этого времени являлся классицизм.

IV период. Начало — середине XIX в. Этап развития Саратова по регулярным планам 1803, 1810, 1812 гг. в стилистических границах классицизма.
Несмотря на разработанные в Петербурге планы развития Саратова (план Порецкого и план Гесте), предполагавшие радикальное преобразование планировочной структуры и изменявшие характер развития города, был принят местный план, сохранявший и развивавший на регулярных основах раннюю планировочную структуру. Был спрямлен ряд улиц. Предполагается, что особенно важно, перенос общегородского центра с Соборной площади в район нынешнего парка "Липки". Это фактически привело к сохранению всей капитальной предыдущей застройки. При этом новая главная городская площадь, как и старая, нмела диагональное раскрытие на Волгу. Под утлом воспринимался и новый собор Александра Невского, построенный в 1826 г. по проекту архитектора Стасова. Новая общегородская площадь, согласно указам, застраивалась общественными зданиями в классическом стиле: здание присутственных мест (переработанный проект Захарова), контора опекунства иностранных поселенцев, гимназия, архиерейский дом. Вместе с тем усиливалась дифференциация городских территорий по функциональному назначению: появились Хлебная и примыкавшая к ней Театральная площади, Сенная (Митрофаньевская) площадь и др. Площади, как и в предыдущие периоды, продолжали выполнять доминирующую роль в общественной жизни города. Застройка главных улиц зданиями "образцовых проектов" усиливала выделение каркаса города, в том числе и колористически, — по сравнению с деревянной рядовой застройкой остальных кварталов здесь доминировали кирпичные оштукатуренные здания с желто-белой окраской. После многочисленных пожаров и оползней утратил свое значение гавани Глебучев овраг, с его берега был вынесен мужской монастырь.

V период. 1890 — 1910 гг. В этот период планировка и архитектура Саратова продолжали интенсивно развиваться. К концу периода формирование города практически завершается.

Развитие города проходило по плану 1812 г. в стилистических границах эклектики, модерна и ретроспектиниэма на основе классики. В этот период усиливается дифференциация городской территории по функциональному признаку, а в условиях "стилями о гостилья", когда за зданиями разной типологической принадлежности закреплялись определенные стили (государственные — классицизм, торговые — модерн, жилые — ретроспективам на основе классики), это привело к "стилистическому зонированию" новых осваиваемых территорий.

В этот период, как ни в какой другой, архитектурные стили быстро сменяют друг друга: ретроспективные барокко и классицизм, модерн, неоклассицизм. В ансамбль Соборной площади активно включается здание Рязанско-Уральской железной дороги (архит. A.M. Сально). Интенсивно застраивается и перестраивается центр города.

Результатом "стилистического зонирования" стало относительное доминирование характерных образных форм на различных улицах и площадях — фронтонов классицизма, эклектики и ретроспективизма на основе классики по ул.Московской (пр.Ленина), параболических форм модерна и ретроспектнвизмa на основе классики по ул.Первомайской на отрезке от Театральной площади (пл.Революции) до ул.Чапаева; шпилей по Немецкой улице (пр.Кирова) Это нашло отражение и в колористике.
Дополнительную специфику городу придавала территориальная локализация поселений отдельных народностей: татар - в зоне Глебучева и Белоглинского оврагов с характерной для них тупиковой системой улиц, немцев — в районе Немецкой ул. с католическим собором Св.Клемента, гостиницей "Асторня", с расположенной неподалеку лютеранской церковью. Их шпили фиксировали доминирующее значение новой общегородской площади и главное — Немецкой ул., которая превратилась в место общения жителей, в линейный центр, связанный с городом поперечными связями: улицами Александровская (ул.Горького), Никольская (ул.Радищева), с Театральной площадью.

VI период. 1917 — 1945 гг. На протяжении этого периода в архитектуре Саратова необходимо отметить следующие стилевые вариации в застройке города: конструктивизм, классицизм 1930-1960-х гг.
В 1920 —1930-е гг. город потерял много объектов, которые в дальнейшем трактовались в качестве памятников истории и культуры, определявших характерные особенности и традиционный облик Саратова.

К достижениям этого периода следует отнести контексту-альность новой архитектуры, ее общую соразмерность культурно-исторической среде.

VII период. 1945 — 1980-е гг. Этот этап характеризуется массовым индустриальным строительством. При этом новая архитектура города вступает в принципиальные противоречия с исторически сложившейся объемно-пространственной структурой и характерной средой. Город продолжает терять памятники истории и культуры, здания, определявшие его облик н характер.

При использовании текста гиперссылка на сайт обязательна!

Вы проголосовали 4. Всего голосов: 260