Виды железобетонных конструкций

Панели
Панели —один из наиболее массовых видов железобетонных конструкций, широко применяемых в жилищном и промышленном строительстве. Панель представляет собой плоскостную конструкцию прямоугольного сечения, может быть сплошной или с проемами для окон и дверей, а в отдельных случаях — иметь выступы подоконников. В зависимости от назначения панели могут быть разбиты на три группы. Каждая группа панелей в зависимости от выбранного шага по длине имеет определенные высоту, ширину (толщину) и массу.

При транспортировке стеновые панели должны располагаться вертикально или с небольшим наклоном (до 8—10°). Более целесообразно вертикальное положение панели, так как при наклоне образуется сила, действующая перпендикулярно продольной плоскости панели, не рассчитанной на восприятие этого усилия.

Панели перекрытий рассчитаны на восприятие усилий, перпендикулярных их основной плоскости, поэтому положение их при транспортировке может быть вертикальным, наклонным или горизонтальным. При перевозке стеновые панели должны опираться по всей Длине или же на подкладки, расположенные друг от друга на расстоянии не более 0,5 м. При транспортировке в горизонтальном положении панели перекрытия должны опираться закладными деталями, расположенными по концам изделия, но не далее 75 мм от края панели. Панели, транспортируемые вертикально, должны крепиться с двух сторон, а при наклонном положении — с одной стороны (выше расположения центра тяжести панели). Расстояние от точки опоры до крепления панели должно составлять 0,65—0,95 высоты.

При одновременной транспортировке нескольких панелей между ними должны устанавливаться прокладки толщиной не менее 70 мм, исключающие соприкосновение панелей между собой.

Фермы железобетонные

Фермы железобетонные широко применяются в конструкциях перекрытий современных производственных и культурных зданий и сооружений. Они представляют собой плоскостную решетчатую конструкцию прямоугольной или сегментной формы. Положение ферм при транспортировке — вертикальное. Места опирания — в узлах нижнего пояса или по концам ферм. Места крепления ферм должны располагаться в узлах верхнего пояса.

Плиты покрытий и перекрытий (плоские или П-образного сечения) применяют в конструкциях покрытий и междуэтажных перекрытий производственных и жилых зданий.

Положение плит при транспортировке — горизонтальное (рабочее) с опиранием по концам изделия или же со смещением, не превышающим 0,5 м. При перевозке и хранении плиты могут укладываться стопой на специальных прокладках.

Балки и ригели

Балки и ригели применяют в конструкциях покрытий и фундаментов, а также в качестве несущих элементов для установки кранового оборудования. Балки изготовляют односкатными, двускатными или прямоугольной формы. Положение балок и ригелей при транспортировке — вертикальное (рабочее). Опирание должно производиться нижней плоскостью на специальные подкладки. Расстояние между подкладками и концом изделий зависит от конструкции и длины последних. Балки и ригели крепят сбоку по всей высоте изделия. Транспортировка балок в горизонтальном «лежачем» положении недопустима, так как они могут разрушиться при перевозке. При одновременной транспортировке нескольких изделий между ними должны устанавливаться разделители толщиной более 100 мм.

Сваи

Сваи применяют в конструкциях оснований жилых и промышленных зданий и сооружений. Сваи изготовляют квадратного сечения. Общая длина дана без учета длины острия, которая, как правило, находится в пределах 250—450 мм. Положение свай при транспортировке — горизонтальное (нерабочее). Опирание должно осуществляться на специальные подкладки, расположенные не далее чем в 10 см от монтажных петель. Сваи можно укладывать на транспортное средство ярусами. При этом подкладки между ярусами должны быть одной толщины для обеспечения устойчивости штабеля и располагаться строго по вертикали и на расстоянии 0,2—0,3 м от монтажных петель. Высота штабеля не должна превышать 2 м. Во избегание смятия петель толщина прокладок должна быть на 20 мм больше высоты петель. Для укладки свай используется специальная техника, например, копровая установка сп 49 и другие сваебойные установки.

Стойки

Стойки ЛЭП и опоры для светильников являются опорными элементами в конструкциях линий электропередач и осветительной арматуры. Одинаковое конструктивное исполнение и показатели транспортабельности позволяют объединить их в одну группу. Они могут быть выполнены с постоянным или переменным наружным диаметром по длине, т. е. цилиндрическими или коническими. Положение стоек и опор при транспортировке — горизонтальное (нерабочее). Опирание должно осуществляться на специальные подкладки. Грузовая площадка транспортного средства должна иметь специальные ограждения в виде коников, удерживающих груз на платформе.

Колонны

Колонны являются несущими элементами каркаса промышленных, жилых и культурно-бытовых зданий и сооружений. В зависимости от назначения колонны выполняют прямоугольного сечения и двухветвевыми под тяжелую крановую нагрузку. При необходимости колонны можно транспортировать штабелем. При этом нижний ряд двухветвевых колонн укладывают «плашмя» на платформу транспортного средства, а следующие ряды — на специальные подкладки. Двухветвевые колонны можно также транспортировать в положении «на ребро», опирающимися на грузовую площадку. В этом случае необходимо обеспечить устойчивость положения колонн, применяя специальные коники типа «гребенка». Число рядов колонн, укладываемых на транспортное средство по высоте: 1—4 — для прямоугольных колонн, 1—3 — для двухветвевых крайних колонн, не более 2 — для средних тяжелых двухветвевых колонн.

Объемные блоки

Объемные блоки применяют при строительстве жилых и общественных зданий. Это почти полностью готовые монтажные элементы. Объемный блок представляет собой полую тонкостенную прямоугольную призму с проемами для окон и дверей. Блоки могут быть с навесными утеплительными или изоляционными панелями или без них. Положение объемных блоков при транспортировке — вертикальное (рабочее). Опирание блоков на грузовой платформе должно осуществляться по четырем углам или по периметру. Объемные блоки являются железобетонными конструкциями, наиболее чувствительными, к динамическим перегрузкам, возникающим в процессе транспортировки. Особенностью объемных блоков является также смещение их центра тяжести относительно геометрического центра как в продольном направлении (до 1,5 м), так и в поперечном (до 0,6 м). Для предотвращения смещения объемного блока в процессе транспортировки грузовая площадка должна иметь специальные упорные выступы.

Санитарно-технические кабины

Санитарно-технические кабины и элементы шахт лифтов применяют для строительства жилых и общественных зданий. Так же как и объемные блоки, они представляют собой объемные элементы, но в значительной степени отличаются от последних по габаритам и массе. В настоящее время вводятся и в дальнейшем будут применяться железобетонные сантехкабины взамен асбоцементных. Ввиду схожих показателей транспортабельности эти железобетонные конструкции могут быть объединены в одну группу.

Транспортировка сантехкабин и шахт лифтов должна осуществляться в вертикальном (рабочем) положении. При транспортировке изделия должны опираться на грузовую площадку транспортной» средства через две прокладки высотой не менее 60 мм, которые укладывают вдоль коротких сторон на расстоянии 30 см от края. 4

Элементы шахты лифтов высотой до 1,4 м могут транспортироваться в два ряда по высоте. Второй ряд устанавливают на деревянные подкладки высотой не менее 100 мм.

Анализ основной номенклатуры железобетонных изделий показал, что такие железобетонные конструкции, как панели, фермы, объемные блоки, санитарно-технические кабины, ввиду своих габаритно-массовых параметров и условий транспортировки требуют довольно узкой специализации транспортных средств, что в значительной мере скажется на их конструктивном исполнении. Показатели транспортабельности балок, ригелей, колонн, свай, стоек ЛЭП и опор для светильников во многом совпадают, поэтому принципиальные, схемы транспортных средств для перевозки этих изделий могут быть одинаковыми.

Перевозка железобетонных конструкций

Классификация специализированных автотранспортных средств

Для перевозки строительных железобетонных конструкций необходимы специализированные автотранспортные средства. Это обусловлено значительными габаритами и массой железобетонных конструкций, необходимостью соблюдения заданного транспортного положения и мест опирания изделий при перевозке, их восприимчивостью к динамическим нагрузкам и рядом других условий.

Для перевозки крупногабаритных железобетонных конструкций в основном используют автопоезда, состоящие из седельного автомобильного тягача и специализированного полуприцепа. Применение седельных автопоездов позволяет более полно использовать тяговые возможности автомобиля. Кроме того, маневренность автопоезда седельного типа выше, чем прицепного, что особенно важно в стесненных условиях реконструкции зданий и сооружений, когда возникает необходимость движения автопоезда задним ходом.

Специализированные полуприцепы для перевозки железобетонных конструкций можно классифицировать по трем основным признакам:
1) виду основного перевозимого груза;
2) расположению по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа;
3) форме кузова, которая определяет конструкцию специализированного автотранспортного средства.

По виду основного перевозимого груза дается название специализированному полуприцепу:

  • панелевозы — для перевозки панелей наружных и внутренних стен и панелей перекрытий;
  • фермовозы — для перевозки железобетонных ферм;
  • плитовозы — для перевозки плит покрытий и перекрытий, колонн, свай, балок, ригелей, опор линий электропередачи и светильников;
  • сантехкабиновозы — для перевозки сантехкабин и элементов шахт лифтов;
  • блоковозы — для перевозки объемных блоков.

В зависимости от расположения по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа транспортные средства делятся на три типа:

  • высокорамные — с расположением грузовой платформы выше уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа;
  • низкорамные — с расположением грузовой платформы ниже уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа;
  • полунизкорамные — с расположением грузовой платформы ниже седельно-сцепного устройства, но выше колес полуприцепа.
Вы проголосовали 5. Всего голосов: 420